ICO – раковая опухоль предпринимательства (часть 1)

image4

Новые токены от продавца-мошенника “вылечат” все недуги (источник)

Я работал в нескольких стартапах, которые финансировались при помощи венчурных капиталов, поэтому часто встречался с предпринимателями, которые хотели организовать компанию по разработке программного обеспечения. Мне нравится вносить свой вклад и наблюдать за тем, как люди строят свой бизнес. За последние годы люди, c которыми я знакомлюсь, часто начинают рассказывать мне об ICO, и я пытаюсь найти способ, как мне вежливо их оборвать и выразить свое негативное отношение к тому, чем они занимаются (и при этом не создать впечатление, что я презрительно к ним отношусь). В первой части этой статьи я расскажу о проблемах, которые пытаются решить ICO, а во второй – почему они создают куда больше проблем, чем решают.

Проблема

ICO безуспешно пытаются решить 4 проблемы рынка:

  1. Законодательные нормы, которые должны защищать людей небольшого и среднего достатка от рискованных инвестиций, в конечном счете допускают к наиболее выгодным инвестициям лишь богатых инвесторов. По логике правительства, если у вас меньше 1 миллиона долларов, вы не можете считаться “аккредитованным инвестором” и не можете принимать важные финансовые решения.
  2. Доступ к ликвидности для ранних инвесторов. Если вы инвестируете в стартап, то в лучшем случае вы получите первую прибыль лишь годы спустя. Горизонт расчета венчурных фондов составляет от 8 лет и выше.
  3. Увеличение инвестиций в стартапы. Создание компании – непростая задача. Разве инструмент, который налаживает связи между инвесторами и стартапами, может быть чем-то плох?
  4. Участие в прибыли пользователей платформы (“полезные” токены). Если вы один из ранних пользователей, которые помогли добиться успеха таким соцсетям, как Facebook/Twitter/Instagram/WhatsApp/Reddit/и т. д., то вы не можете рассчитывать получить за это прибыль.

Проблема №1 – это реальная проблема, которую блокчейн не решает, проблема №2 существует по определенным причинам (которые частично сглаживаются рынками и без ICO), а третий и четвертый пункты – это пограничные случаи, которые создают больше проблем, чем решают.

#1 Законодательные нормы

Инвестиционное законодательство США хаотично. Странно, что правительство призывает покупать лотерейные билеты в рекламных роликах по ТВ, но при этом (в большинстве случаев) запрещает инвестировать в рискованные высокодоходные операции, например, в проекты, финансируемые венчурными капиталами. Ваши бабушка с дедушкой могут действительно опасаться того, что какой-то продавец-пройдоха обманом выманит их пенсию, однако это не отменяет того факта, что текущие нормы произвольны, бестолковы и неэффективны. Из-за таких норм иностранцам сложно инвестировать в американские стартапы, что вредит экономике страны. Решение здесь простое: правительство должно уйти с дороги и не мешать. Я благодарен ICO лишь за то, что они являются аргументом против политики “тотального контроля”, особенно теперь, когда мы видим ущерб, вызванный подталкиванием к ICO некоторых легальных компаний.

Неважно, выступаете ли вы за или против подобного законодательного регулирования, ведь эти нормы также касаются и ICO! Причина, по которой Сатоши Накамото изобрел блокчейн (и скрывается за псевдонимом), заключалась в создании системы, которая была бы неподвластна государству и третьим лицам. Уникальность Биткойна (по сравнению с другими токенами) состоит в высоком уровне децентрализации. Если проект, чей токен вы приобрели, не на 100% анонимен (т. е. его организаторы известны) и имеет банковский счет, то государство может оказать на него давление, если будет несогласно с деятельностью проекта (например, если государство считает, что проект нарушает нормы безопасности). Как только государство начинает вмешиваться в проект, цена токена начинает падать. Спросите у основателей Liberty Reserve – они расскажут, что произошло с их компанией и инвесторами.

Если вы считаете, что позиция правительства по этому вопросу не определена, то почитайте, что говорят по этому поводу представители SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам), нынешние и бывшие регуляторы:

Высокоцентрализованные компании получили болезненный урок о децентрализации.

Непонимание технологии и нехватка персонала могут защитить вас лишь на время.

Применять блокчейн без потребности в защите от внешнего влияния – это как использовать машину Голдберга для перелистывания страниц вашей газеты:

Технически это возможно, но разве это то самое будущее, в которое вы хотите инвестировать?

#2 Доступ к ликвидности

Венчурные инвестиции – даже самые успешные – часто приносят инвесторам (если вообще приносят) лишь небольшую прибыль в течение многих лет.

На то есть веская причина: создание миллиардной компании – это масштабное мероприятие, и инвесторам (а также сотрудникам) требуется очень много времени на достижение своих амбициозных целей. Вы бы купили акции компании, если бы ее руководство активно распродавало свои акции, снижая их стоимость? Инвестиционные структуры, которые требуют оптимизации стимулов, необходимы для того, чтобы не допустить недобросовестных действий. Как правило, инсайдеры (в том числе ранние инвесторы) не могут продавать акции непосредственно до или после IPO, чтобы обеспечить справедливые условия для сторонних игроков.

Тем не менее есть другие способы обеспечить ликвидность. Известный венчурный капиталист Фред Уилсон из Union Square Ventures рассказал, как их фирма продала акции Twitter и множества других компаний задолго до IPO (источник):

Мы применили похожий прием во многих других ситуациях, в том числе с Zynga, Lending Club, MongoDB и рядом других инвестиций. Обычно мы пытаемся ликвидировать от 10 до 30% нашей позиции в ликвидных операциях до начала IPO. Это позволяет нам поддерживать баланс при снижении риска для всех инвестиций.

#3 Больше инвестиций в стартапы

Конечно, то, что компании собирают десятки миллионов инвестиций по всему миру, это потрясающе, но разве этого нельзя сделать без ICO?

Оказывается, уже долгое время в проекты инвестируется все больше средств, и на более выгодных для основателей условиях:

Без заголовка.png

Непохоже на тяжелую ситуацию с финансированием (источник)

В течение того же времени, затраты на основание компании снижались.

И хотя кто-то скажет, что собрать деньги на проект трудно, такое утверждение сложно воспринять всерьез, учитывая, насколько легко это получается у многих предпринимателей.

Неудивительно, что ICO способствуют созданию идеального “рынка лимонов”.

Прежде чем утверждать, что токены пройдут мимо индустрии венчурных инвестиций и позволят людям финансировать проекты напрямую и на равных условиях, вспомните, что в реальности инвесторы в ICO зачастую являются небольшими группами обеспеченных венчурных инвесторов.

Возможно, стартапы за пределами США представляют собой исключение из правил. Исторически такие стартапы были не особо успешными, так как в США гораздо больше инвесторов и развитой структуры стартапов. Самые настойчивые предприниматели обычно работали в разных странах мира, чтобы увеличить свои шансы на успех. Вряд ли так будет всегда, но все равно лучше инвестировать напрямую в таблицу капитала компании, а не в ее токены.

#4 Участие в прибыли пользователей платформы (“полезные” токены)

В бизнесе с сильными сетевыми эффектами полезные (utility) токены могут побудить группу пользователей продвигать платформу и помочь ей достичь критической массы. В этом есть реальный смысл. Ведь неспроста практически во всех котирующихся на бирже компаний действует программа покупки акций служащими компании (ESPP); благодаря полезным токенам, эта модель теперь распространяется и на клиентов (с разными процентами).

Если более внимательно изучить полезные токены, то станет ясно, что в долгосрочной перспективе они не смогут получить статуса денег:

  1. Большинство компаний на самом деле не являются платформами с мощными сетевыми эффектами, поэтому вклад ранних пользователей не дает им права на владение частью компании. Помните, что пользователи добровольно начинают пользоваться сервисом (и иногда даже платят деньги за эту привилегию), что означает, что они уже верят в будущее этого сервиса.
  2. Сложно настраивать или корректировать модель, в рамках которой вы создали свой полезный токен, если эта модель не работает. У вас слишком много акционеров, и было бы несправедливо менять экономическую модель, на которую они согласились, если вы решили, скажем, запустить другой продукт, для которого токен не нужен. Это также снизит цену вашего полезного токена, подобно тому, как менеджеры котируемых на бирже компаний оптимизируют процессы ради ежеквартальных результатов, а не ради долгосрочного развития компании.
  3. Разработка протокола криптовалюты – чрезвычайно сложная задача, которая требует дополнительных квалификаций вне сферы построения компаний. Всего лишь около 1000 человек в мире достаточно квалифицированы для этого. Вам нужно обеспечить безопасность, связь между узлами, масштабируемость, доказательство выполнения работы / подтверждение доли / доказательство сжигания / места, соответствие нормативным требованиям, стабильность, необходимо также учитывать проблему деградации памяти и т. д.
  4. Уже существует множество эффективных способов вознаграждения и поощрения первых клиентов. Например, короткое имя учетной записи является отличным стимулом к тому, чтобы стать ранним пользователем Twitter. Для платных услуг можно предлагать обязательные контракты и получать более доступный тарифный план в течение многих лет. У многих сервисов есть списки ожидания, многие вознаграждают самых полезных пользователей (например, тех, кто рекламирует их в социальных сетях), предоставляя им ранний доступ к услугам. На Kickstarter, например, тоже были собраны миллиарды долларов на реализацию непроверенных идей.
  5. Весь смысл денег в том, что они решают проблему двойного совпадения потребностей, которая делает бартерный обмен неэффективным. Необходимость приобретения токенов для пользования услугами – это большое препятствие на пути к массовому принятию.
  6. Непонятно, в чем состоит главная ценность. Клиенты используют ваш продукт, потому что им он нравится (и, следовательно, они готовы платить за него), или потому, что они надеются, что все остальные будут использовать его, благодаря чему токены вырастут в цене? Первый подход – это основа долгой жизни компании, а второй – это карточный домик. Токены могут привести к погоне за клиентами, которые в действительности не нужны компании.

Продолжение следует…

Источник



Рубрики:Инвестиции, Мнение, ICO, эфир

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s